18 августа 2025 г.
Пройдя испытания трансформациями, российский танк-контейнерный рынок смог не
только выстоять, но и перестроиться и найти качественные решения для дальнейшего
развития. Продемонстрировав зрелость, самодостаточность и эффективность в решении
вопросов транспортной логистики, сервиса и танк-контейнеростроения, рынок достиг
потребности в консолидации, которая воплотилась в создании профессионального
сообщества – Евразийской ассоциации танк-контейнерных операторов (ЕАТКО), которая
была официально зарегистрирована 23 мая 2025 года.
О предпосылках для создания Ассоциации, задачах, которые ей предстоит решить и
сферах, которые она точно не будет затрагивать, о сильных сторонах российского танк-
контейнерного рынка и его «серых» зонах, взгляде на перспективы развития отечественного
танк-контейнеростроения без «розовых очков», причинах охлаждения энтузиазма в
отношениях с Китаем и перспективах восстановления связей с западными танк-контейнерными организациями редакции газеты Tank Container World (TCW) рассказал
Кирилл БОЛТАЕВ, президент ЕАТКО.

Кирилл Болтаев, президент ЕАТКО
TCW: Кирилл Олегович, 23 мая 2025 года была зарегистрирована Евразийская Ассоциация танк-контейнерных операторов (ЕАТКО). Какими были предпосылки для ее создания и какие функции
она на себя взяла?
Кирилл Болтаев: Прежде всего, хотел бы поблагодарить деловое сообщество, которое поверило в
идею консолидации и создания некоммерческой структуры – для того, чтобы сделать танк-
контейнерный бизнес в России более прозрачным, динамичным, открытым, передовым и
отвечающим на все возникающие международные вызовы, в том числе, в сфере логистики.
Идея о том, что России нужна ассоциация по примеру International Tank Container
Organisation (ITCO) и других отраслевых международных структур, была впервые озвучена на
первом Международном танк-контейнерном форуме (ITCF) в 2019 году. Тогда говорилось в
первую очередь о необходимости создания площадки для решения вопросов участников рынка с
госструктурами, контролирующими органами, монополиями, а также для «обеления» рынка
от недобросовестных участников и формирования возможностей для вхождения новых игроков. С
того момента прошло пусть не так много времени, но отрасль показала свою зрелость,
самодостаточность, независимость, эффективность в решении самых серьезных вопросов, и
консолидация стала закономерным этапом в ее развитии.
Сегодня основную функцию Ассоциации мы видим в популяризации танк-контейнера как
транспортной единицы в различных сферах – химической, газовой, криогенной. Мы продолжим
рассказывать грузоотправителям о том, что такое танк-контейнер, какие выгоды дает его
использование с точки зрений технологий перевозок, хранения грузов, логистики, и т.д.
Также важной функцией ЕАТКО является защита интересов танк-контейнерного бизнеса
от недобросовестных участников рынка, которые не хотят повышать ответственность бизнеса и
продолжают строить его «по-свойски» – с нарушением норм и правил. К сожалению, этот сегмент
продолжает присутствовать, однако он должен быть противопоставлен самой отрасли, у которой
есть стремление эффективно развиваться, консолидироваться и укреплять свои позиции в сфере
грузоперевозок.
TCW: Соответствуют ли поставленные перед Ассоциацией задачи ожиданиям бизнес-
сообщества? Какие компании на данный момент являются ее членами?
К.Б.: В целом да. Поскольку мы находимся в постоянном взаимодействии с отраслью, то видим,
что новость о создании Ассоциации была встречена положительно – с интересом и поддержкой.
Но, поскольку опыт консолидации для нашей отрасли первый, у многих компаний нет
опыта взаимодействия и работы в подобных структурах. Поэтому мы открыты для комментариев
и призываем бизнес-сообщество высказывать мнение о том, какие функции ЕАТКО следует
добавить, убавить, усилить или расшить, какие вопросы отрасли или отдельных компаний следует
поднять и решить.
На сегодняшний день к ЕАТКО присоединились первые члены, представляющие ведущие
компании отрасли: ООО «РокоНорд», ООО «Танк-Контейнер Сервис», ООО «Танк-Контейнер
Ворлд», ООО «Восточная Магистраль». В работе находится несколько заявок на вступление от
новых организаций, мы ждем заявок и от других компаний танк-контейнерной отрасли и
приглашаем их к сотрудничеству в рамках работы ассоциации. В настоящее время мы
выстраиваем структуру коммуникаций с компаниями-членами Ассоциации, чтобы держать все
актуальные вопросы отрасли в поле зрения, иметь возможность их обсуждать и максимально
эффективно решать.
TCW: Как Вы оцениваете состояние российского рынка танк-контейнерных перевозок на
данный момент, каковы его основные проблемы?
К.Б.: Пройдя через трансформации, рынок танк-контейнерных перевозок показал зрелость,
самодостаточность, независимость и эффективность в решении самых серьезных вопросов
логистики, связанных со снабжением российских химических предприятий сырьем. Отрасль не
только выстояла и выдержала все испытания, но и эффективно перестроилась и нашла
качественные решения, чтобы двигаться вперед. Именно поэтому мы можем уверенно говорить о
том, что сегодня рынок созрел для консолидации и работы структуры, которая будет стоять над
рынком и в рамках деятельности которой участники рынка смогут эффективно взаимодействовать.
В развитии и упорядочении рынка большую роль в 2022 году сыграл Российский морской
регистр судоходства (РМРС). Будучи под жестким санкционным давлением, Регистр смог решить
вопросы признания освидетельствований со стороны иностранных портов и международных
контейнерных линий и наладить четкую работу танк-контейнерных операторов.
В свою очередь, операторы также максимально быстро и эффективно нарастили свой парк,
вложив в него финансовые ресурсы – как собственные, так и кредитные. Благодаря доступности
лизинговых предложений банков, операторы смогли пополнить парк за счет размещения заказов
на китайских предприятиях.
Если оценивать сегмент рынка танк-контейнерных железнодорожных перевозок, то в целом
можно сказать, что его структура выстроена, он функционирует максимально четко и прозрачно.
ОАО «РЖД» выступает куратором и инспектором перевозок, контролирует состояние танк-
контейнеров и документы при приемке на погрузку и выгрузку груза.
Вместе с тем «серой» зоной танк-контейнерного рынка остается сегмент автомобильных
перевозок. Для их выполнения не нужно получать свидетельство сертификационного общества,
из-за чего это направление перевозок никак не регламентируется. Притом что в агентство TCW
стекается максимальное количество информации, мы не знаем, какие именно виды грузов
перевозятся в танк-контейнерах автотранспортом, в каких направлениях и в каком количестве.
Решать эту проблему предстоит ЕАТКО в сотрудничестве с РМРС и Минтрансом России, и эта
работа уже инициирована.
TCW: Как обстоят дела с развитием сервисного бизнеса?
К.Б.: В сегменте ремонта танк-контейнеров мы видим серьезное, позитивное развитие.
Большинство игроков этого рынка – профессиональные организации, которые оказывают услуги
высокого качества в соответствии с потребностями рынка.
Не так хорошо обстоят дела в сегменте моек. По-прежнему встречаются случаи, когда
компании заявляют о четком соблюдении экологических норм и правил и использовании
специализированного оборудования для промывки танк-контейнеров, а по факту являются
мойками-однодневками с нанятыми на сезонную работу случайными людьми. Эти мойки
продолжают жить, открываясь как ИП с новыми названиями, и их услугами продолжают пользоваться некоторые участники рынка, ориентируясь на более низкую стоимость услуг. А
потом сами же удивляются, что оборудование приходит в негодность и требует больших
капиталовложений – только для того, чтобы вернуть его к заводским настройкам и иметь
возможность дальше эксплуатировать. Это тоже большая проблема, и ее необходимо решать.
TCW: Сегодня российские заводы-изготовители делают попытки выйти на серийное
производство танк-контейнеров. Как Вы оцениваете перспективы развития отечественного
танк-контейнеростроения?
К.Б.: Не хочется лукавить, надевать «розовые очки» и говорить, что отечественное танк-
контейнеростроение развивается великолепно. Она развивается сложно, что объясняется как
субъективными, так и объективными причинами.
Среди субъективных причин – нежелание заводов-изготовителей долгосрочно
вкладываться в развитие этого направления и желание получить моментальный эффект и
моментальный заработок. Объективная причина в том, что Россия (впрочем, как и весь остальной
мир) проигрывает Китаю по массовому производству танк-контейнеров.
В этой ситуации России целесообразно идти по пути развития мелкосейного производства.
То есть, не стремиться выйти на массовость и завалить рынок российскими танк-контейнерами,
которые по большому счету никому не будут нужны, а производить небольшими партиями
специализированное оборудование. Делать это нужно при поддержке государства, частных
инвесторов, с привлечением бизнес-сообщества и классификационных обществ к обсуждению
проектов, с выступлениями на профильных мероприятиях и с подготовкой публикаций в
профильных изданиях.
Безусловно, чтобы весь этот процесс шел активно, нужно, чтобы в него были готовы
вовлечься заводы-изготовители. Чтобы они не появлялись раз в год с отчетом об изготовлении
опытного образца танк-контейнера или его модернизации, а работали с рынком – устраивали
выезды на свои предприятия, рассказывали деловому сообществу о позиционировании своей
продукции, делились стратегиями и получали обратную связь.
Конечно, чтобы компании-операторы брали пилотные партии оборудования у российских
заводов, обкатывали его и затем заказывали серийные партии, нужна директива государства.
Потому что в обратном случае им всегда будет выгоднее купить китайский танк-контейнер.
TCW: ЕАТКО будет способствовать тому, чтобы эта директива работала?
К.Б.: Безусловно, ЕАТКО будет стоять на защите интересов российских танк-контейнеростроителей, опираясь на указания президента о технологической безопасности
и независимости нашей страны. Ассоциация никогда не будет призывать операторов идти и
покупать китайские танк-контейнеры и говорить, что российское производство никому не нужно и
поэтому развивать его нет смысла. Кроме того, мы будем содействовать диалогу производителей и
операторов и постараемся помочь заводам избежать ошибок и неправильных решений.
TCW: В 2022 году агентство TCW начало сотрудничество с китайской танк-контейнерной
платформой Tank Container Development Alliance (TCDA) и возлагало на него большие надежды.
Можно предположить, что эту эстафету примет ЕАТКО. Как сейчас строится
сотрудничество – идет ли оно на убыль или наоборот, ожидаете прорыва?
К.Б.: В 2022-2023 годах, когда сотрудничество начиналось, было гораздо больше взаимного
понимания, ожиданий и энтузиазма. Вместе мы находили общие решения, мы помогали им, а они
нам, достигался хороший деловой баланс. А сейчас, хоть Китай по-прежнему нам интересен и
полезен (и мы надеемся, что это взаимно), мы просто продолжаем ровно и плавно работать и не
ждем какого-то масштабного прорыва от ранее налаженного сотрудничества. Делового рвения
поубавилось с обеих сторон.
TCW: Может быть, настало время для восстановления отношений с ITCO и национальными
танк-контейнерными организациями в Европе?
К.Б.: Безусловно, в обозримом будущем нам хотелось бы наладить взаимоотношения со многими
танк-контейнерными организациями в мире, включая ITCO. Было бы интересно вновь встретиться
с представителями европейских организаций, обсудить актуальные вопросы, обменяться опытом.
Мы открыты для международного сотрудничества, однако вопрос его реализации завязан на
политическую волю со стороны Запада, где, к сожалению, пропаганда зачастую стоит выше
разумных решений. Мы столкнулись с этим в 2022 году, сейчас ситуация меняется, но это
происходит очень медленно. Но в любом случае «караван идет», и мы очень рассчитываем
постепенно вернуться к взаимодействию во имя общих интересов.
TCW: 3 июня 2025 года состоялось первое собрание членов ЕАТКО, каким вопросам оно было
посвящено? С какой периодичностью планируется проводить последующие заседания?
К.Б.: Первое заседание носило в основном организационный характер. На нем были определены
первоочередные задачи и стратегические направления развития Ассоциации, также большое
внимание было уделено административным вопросам и документации. Поскольку ЕАТКО
зарегистрирована как некоммерческая организация (НКО), она имеет свои особенности
в управлении и регулировании, в том числе, со стороны государственных структур. Поэтому мы
стараемся полностью соответствовать высоким стандартам НКО.
В дальнейшем будут проходить тематические заседания с участием не только учредителей,
но и членов ЕАТКО, в конце года будет формироваться отчет о деятельности Ассоциации.
TCW: 29 августа 2025 года при поддержке ЕАТКО в Санкт-Петербурге в рамках
Международного железнодорожного салона пространства 1520
«PRO//Движение.ЭКСПО» состоится специальная сессия PROTANK. Расскажите подробнее о
предстоящем мероприятии, что Вы ждете от него в целом?
К.Б.: В целом это будет дебют: наша Ассоциация впервые поддерживает значимое для отрасли
мероприятие, которое, надеюсь, соберет большое количество участников. В рамках сессии будет
обсуждаться развитие танк-контейнерного рынка в целом, его сегментов, а также смежных
отраслей, включая перевозки сухих грузов в контейнерах и железнодорожных вагонах.
Организация сессии стала возможна благодаря налаженному тесному сотрудничеству с
ОАО «РЖД». Мы рассчитываем, что как часть деловой программы салона наша сессия привлечет
внимание со стороны других игроков рынка перевозок, и мы сможем увидеть, кто из них
задумывается о работе с танк-контейнерами или уже активно планирует такую работу. Со своей
стороны мы сможем дать больше информации о нашем рынке, прояснить проблемные вопросы.
Иными словами, мы рассчитываем сделать некий «срез знаний» о танк-контейнерном рынке в
преддверии начала учебного года – с тем, чтобы зарядиться на успех и активную работу осенью.
Также в рамках сессии пройдет презентация ЕАТКО. Представители компаний смогут вживую
узнать о нашей Ассоциации и ее задачах, узнать об условиях вступления и получаемых
преимуществах. Это первый эксперимент такого рода, и я надеюсь, что он будет удачным и
получит продолжение в виде долгосрочного сотрудничества.
Хотелось бы выразить благодарность АО «Трансмашхолдинг» – ведущей компании России
в области локомотивостроения, которая стала генеральным спонсором мероприятия, а также
нашим партнерам – компаниям ОАО «РЖД», ФАУ «Российский морской регистр судоходства»,
ГК «ФЕСКО», ООО «Смарт Контейнер», ООО «Восточная Магистраль», ООО «РокоНорд», ООО
«РМ Рейл», ООО «Н2 Тех», FURUI, GUARD, представители которых примут участие в качестве
спикеров и участников.
TCW: Агентство TCW также проводит ежегодный Международный танк-контейнерный
форум. В каком формате и на какой площадке пройдет он в этом году? Планируется ли
освещение работы Ассоциации в рамках Форума?
К.Б.: Седьмой Международный танк-контейнерныйфорум (ITCF-2025) пройдет 13 ноября в
рамках выставки «Химия-2025» в выставочном комплексе «Тимирязев Центр». На форуме
планируются масштабные выступления представителей танк-контейнерной отрасли, с июня начата регистрация участников, и сейчас этот процесс идет очень активно. Будут интересные
доклады, специальный номер газеты TCW, также надеемся, что наше мероприятие вновь посетит
китайская делегация, но уже в более широком составе. Также ожидаем участия коллег из Ирана,
Индии и других стран – мы видим, что количество локаций, заинтересованных в сотрудничестве с
российским рынком, постепенно растет.
Конечно, на ITCF-2025 будет освещение работы Ассоциации, кроме того, сам форум в этом
году пройдет при поддержке ЕАТКО.
TCW: Как президент отраслевой Ассоциации, как Вы сегодня видите перспективы развития
танк-контейнерной отрасли России?
К.Б.: Я вижу только позитивные перспективы. Мы все ориентированы на успех и на дальнейшее
активное развитие. Отрасль продолжит развиваться, консолидироваться, будет расти парк, будут
появляться новые типы танк-контейнеров. Данный вид оборудования все больше будет
использоваться для перевозки химических грузов. Возможно, на рынке появятся новый крупный
игрок, новая инфраструктура.
Таким образом, сегодня есть все предпосылки для эффективного развития отрасли,
укрепления ее позиций в сфере грузоперевозок, и создание профессионального сообщества будет
этому активно способствовать. В ближайшее время в рамках Ассоциации будут созданы рабочие
группы, в каждой из которых имеющиеся наработки будут активно применяться на практике,
будут решаться возникающие сложности в развитии предприятий и отрасли в целом. Вместе мы
будем делать наш бизнес не только более эффективным, но и более прозрачным и социально
ответственным – для своих работников и своих семей.